Сребролюбие

Сребролюбие занимает в общем ряду страстей особое положение. С одной стороны, оно от носится к плотским страстям, поскольку действует в человеке те лесным образом. С другой стороны, в нашей телесной природе нет никакого богоданного свойства, извращенным выражением которого можно было бы считать сребролюбие. Сребролюбие определяется в православной аскетике как страсть телеснодушевная, поскольку возникает она в человеке по причине как плотских, так и душевных грехов. По слову преподобного Максима Исповедника, есть три при чины любви к богатству: «сластолюбие, тщеславие и неверие.

 

Сластолюбивый любит серебро, что бы с помощью его наслаждаться, тщеславный, чтобы прославиться, а неверующий, чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болезни, или изгнания и более надеясь на него, нежели на Бога Создателя и Промыслителявсякой твари». Эти слова преподобный Максим Исповедник сказал полтора тысячелетия назад, но если посмотреть на нашу повседневную жизнь сегодня, то окажется, что с тех далеких времен ситуация ничуть не изменилась.

При помощи больших денег сластолюбивый человек может сделать жизнь «непрерывным праздником» для своей плоти во всех ее проявлениях, совершенно не задумываясь о том, что плоть эта обречена на смерть и тление еще с момента нашего зачатия. При этом человек может еще радоваться и тому, что ни у кого из знакомых нет такой роскоши и богатств. Это уже мотив тщеславия. Еще один корень сребролюбия можно увидеть на печальном при мере тех богатых людей, которые, внезапно лишившись всего свое го состояния, кончают жизнь самоубийством. Они потеряли смысл жизни, потеряли то, на что так уповали и надеялись. Страсти сребролюбия подвержены не только богатые.

Даже последний нищий может быть одержим лютым сребролюбием, если в своих мечтах считает, будто деньги или материальные вещи могут сделать его счастливым и жаждет их. «Деньгами должно владеть, как подобает господам, — так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами» (Иоанн Златоуст). Мы, по словам святого, поставлены лишь распорядителями того, что принадлежит Богу, и призваны достойно управлять вверенным богатством (Л к. 16,112). Это то малое, с помощью которого мы можем пробрести многое — вечное.

И в этом смысле нищета — тоже богатство, дар Божий, врученный тому, для кого она наиболее полезна с точки зрения его спасения. По мнению ап. Павла, «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6.10). «Не гонись за многим, но будь благодарен за малое, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем пекут ся, однако оставив все до малейшего, ничего не могут отсюда взять с собой. Лучше за малое быть благодарным, чем неразумно гоняться за многим. Ибо все, что здесь добудешь и что приобретешь, останется на земле; ты же, все оставив, с обнаженной душой вселишься во гроб».

Борьба с сребролюбием присутствует в жизни почти каждого человека. Она осуществляется через стремление к нестяжанию, уклонению от соблазнов мира, развитию в себе памяти смертной, укреплением в себе добродетелей милосердия, веры и надежды на Бога. Вот сотрудники Яндекса тоже возможно болеют сребролюбием, ибо просто так забанили мой, в общем то полезный сайт



Предыдущие материалы:

Добавить комментарий

Не забудьте оставить комментарий.


Защитный код
Обновить